Декоратор «Вишневого сада»

Художник В.А.Симов 1

Одним из замечательных людей, бывавших на даче Якунчиковых в селе Наро-Фоминском, был художник Виктор Андреевич Симов (1858-1935). Здесь он сделал зарисовки для оформления спектакля по пьесе Чехова «Вишневый сад», над которой Антон Павлович работал, живя на даче Якунчиковых с 26 мая по 8 июля 1903 года. Симову довелось работать во многих московских театрах, но его творческая жизнь неотделима от истории Московского художественного театра. Он сделал здесь декорации к 51 спектаклю, в том числе к первым постановкам всех пьес Чехова. К.С.Станиславский, говоря о работе над пьесами Чехова подчеркивал важную роль Симова, «близкого душе Чехова художника-декоратора». По мнению Симова тонкие рисунки образов Чехова требовали скромного колорита, построенного на сочетании нежных тонов серого, зелёного и жёлтого. Писатель полностью доверял художнику, видение которого отвечало исканиям нового театра, каким был МХТ.

Отказавшись от использования дежурных павильонов и «сборных декораций», переходивших из спектакля в спектакль без учёта содержания пьесы, Симов заложил новые принципы оформления спектаклей. Для каждого из них создавались свои декорации, которые способствовали раскрытию замысла автора пьесы и режиссёра спектакля. В I действии «Вишнёвого сада» зритель видел одну из комнат Раневской. Большие , высокие окна с легкими шторами открыты в цветущий вишнёвый сад… Тонко передана обстановка разоренной усадьбы, где сохранились остатки былой роскоши. Но всё здесь пока светло и радостно, словно ожили дни прошедшей счастливой поры. Ту же комнату видят зрители и в последнем действии, но окна закрыты ставнями, нет белых штор, на обоях видны пятна от снятых фотографий. В комнате осталось одно кресло, в котором умирает, забытый господами Фирс…

Симов В.А.Декорация к спектаклю по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад». II действие

А.П.Чехов.Вишневый сад. I I действие. 2Декорации II действия пьесы тонко передают среднерусский пейзаж. На первом плане видны две небольшие копны сена (сразу вспоминается фото Чехова на даче Якунчиковых возле такой же копны сена!), справа — деревянная часовня (Чехов в своих письмах из Наро-Фоминского несколько раз упоминал старую часовню в окрестностях дачи), в центре композиции – маленькая одинокая скамейка, за ней – небольшой мостик и просторы заливных лугов, а дальше – горбатый лес (какой мы видим и поныне с Якунчиковой дачи). По словам К.С.Станиславского, от театрального художника, работающего в Московском художественном театре, «требовалось, чтобы он стал до известной степени и режиссёром» спектакля. И этому требованию В.А.Симов отвечал в полной мере.

Виктор Андреевич Симов родился в Москве в семье мелкого чиновника. Когда мальчику было четыре года, его отец скончался. Мать, учительница музыки воспитала в сыне любовь к музыке и искусству. Первое же посещение театра пробудило в нём желание воспроизвести дома всё, что он увидел на сцене. В гимназии у Виктора обнаружились способности к живописи — за ученический натюрморт он был награждён медалью. По совету учителя рисования Виктор после 5 класса поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были замечательные художники В.Г.Перов, И.М.Прянишников, А.К.Саврасов, которые привили ему реалистичный взгляд на искусство. Многие из тех, с кем учился Симов, стали известными художниками. Но больше всего на формирование творчества молодого художника повлияла дружба с Исааком Левитаном. В 1882 году Симов окончил Училище с Большой серебряной медалью, которой была отмечена его картина «Бобыль».

В звании классного художника он начал самостоятельную творческую жизнь. Симов занимался педагогической деятельностью и работал иллюстратором в журнале «Будильник», где он впервые встретился с Антоном Павловичем Чеховым. Демократичные и реалистичные живописные работы Симова были представлены зрителю на выставках передвижников и «Московского товарищества художников». Ранние работы Симова не сохранились, но по воспоминаниям современников известно, что они отличались высоким профессиональным мастерством и правдиво отображали жизнь. В 1885-1886 годах Симов участвовал в оформлении ряда спектаклей Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Но самостоятельно создал только несколько декораций к отдельным картинам «Фауста», «Кармен» и «Ивана Сусанина». Симов работал вместе с Левитаном и Николаем Чеховым. К брату приходил Антон Павлович, который много шутил и делал меткие и остроумные замечания о работе художников. В опере Мамонтова Симов впервые осознал, какие большие возможности предоставляет театр художнику, но тяга к станковой живописи пересиливает желание работать в театре. Для исполнения ряда больших картин на сюжеты русской истории Симов изучает памятники русской старины, работает в музеях. Но им была написана только одна картина «Опальный митрополит Филипп» на тему времен Ивана IV.

В 1896 году в Одессе состоялась совместная выставка картин Левитана, Симова и Александра Попова. В том же году Симов познакомился с К.С.Станиславским, и ему снова захотелось поработать в театре. В 1897 году Станиславский пригласил Симова в «Общество искусства и литературы» оформить пьесу Гауптмана «Потонувший колокол», для которой художник впервые в русском театре создал объёмные декорации.

В 1898 году Симов пришёл в созданный Станиславским и его единомышленниками Художественный театр. Здесь начался новый период в творчестве художника, отмеченный непрерывными поисками и находками в области театрально-декорационного искусства. Он стремился к правдоподобию каждой бытовой детали. Отказавшись от традиционной кулисно-арочной системы, художник изобретательно использовал сценическое пространство, куда вводил необычные разрезы комнат, выгородки с целыми квартирами и т.п. В историю театра вошло его оформление спектаклей «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898); «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) Чехова; «На дне» Горького (1902); «Юлий Цезарь» Шекспира (1903); «Живой труп» Л. Н. Толстого (1911); «Бронепоезд 14-69» Иванова (1927); «Мёртвые души» по Гоголю (1932). Симов стал первым художником в русском театре, который присутствовал на репетициях спектаклей, где нередко делал полезные замечания режиссёру и актёрам. Станиславский говорил о нём: «Виктор Андреевич – наш, он от актёра, от литературы, от режиссуры, от всех цехов обширного и сложного хозяйства сцены. Он с нами начинает спектакль, с нами проходит через все радости и мытарства сценического творчества».

Симов В.А.Мхатовская аллея simovСимов редко делал эскизы, предпочитая макеты, компонуя которые, он мысленно становился на место актёров, переживая каждый их выход. Станиславский оценивал его макеты как подлинное искусство художника, архитектора, скульптора и режиссёра. Он отмечал, что «Виктор Андреевич ищет вместе с нами сверхзадачи произведения и сквозного действия в нём». А Симов в свою очередь писал в воспоминаниях, что «проходил «систему Станиславского», когда она ещё не носила такого названия. Вл.Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» рассказывает как он, Станиславский, Немирович-Данченко, несколько артистов и Симов летом 1902 года, готовя спектакль «На дне», отправились на Хитровку – «вздохнуть трущобным духом». Симов рисовал портреты обитателей ночлежки и едва не погиб от руки бандита. Но желание правдоподобия пересилило страх, и вскоре он, уже в другой ночлежке, сидя на нарах, делал зарисовки, из которых родились декорации к знаменитой пьесе Горького. В 1911 году Симов покинул МХТ, но в 1924 году продолжил работу в нём. Он также успешно работал в кино: делал декорации для фильма «Аэлита» Якова Протазанова и был художником фильма «Коллежский регистратор». В 1932 году успешное многолетнее творчество театрального художника Виктора Андреевича Симова было отмечено званием заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Запись опубликована в рубрике А.П.Чехов. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*